Деревню Крупцы, как и множество других, Минск, в процессе своего бурного послевоенного развития, поглотил, но не застроил высотками. На месте деревни ныне раскинулся прекрасный парк, одно из излюбленных мест отдыха горожан. А возле деревенского кладбища несколько лет назад внимание исследователей привлек необычный валун.
Хотя, необычен не сам камень, ледниковый период нам таких много оставил, а рисунок, на нем выбитый. Есть предположение, что это образ некоего языческого божества.
С первого взгляда можно подумать, что это «что-то», или «некто», больше похоже на лягушку. Причем, это чувство находит много подкрепляющих фактов. Начнем с того, что само место, где камень располагается, является священным, давным-давно здесь располагалось языческое капище. А еще, в нескольких километрах на северо-запад находится известное балтское городище Банцеровщина, давшее имя целой культуре, распространенной на территориях Минской, Витебской, Могилевской областей Беларуси в V-VIII вв. н. э.
Подходит для языческих ритуалов и сама форма камня с углублением в верхней части. Водные символы («лягушка», волны и спирали) указывают на протекающую рядом Свислочь, которая здесь когда-то имела довольно болотистые берега.
Исследователи, изучив рисунок, местность и местную топонимику, выдвинули предположение, что камень мог быть местом поклонения очень древнего индоевропейского женского культа богини воды, одновременно являвшейся стражем загробного мира (более поздняя интерпретация – богиня Макошь с лицом, стилизованным под лягушку).
Однако, у всей этой истории есть и другая версия. Поговаривают, что рисунок на камне появился совсем недавно с помощью одного местного жителя и его болгарки. Версия, конечно, имеет право на существование, уже хотя бы потому, что ранее об этом валуне не было широко известно, да и нет на территории Беларуси больше подобных изображений. Но тут вступают в спор защитники «древней» версии: почему в округе множество других камней с волнистыми рисунками явно не природного происхождения? Да и человек с громкими электрическими инструментами, и полагающимся в таком случае генератором, явно привлек бы внимание не единичных очевидцев, а в том числе соответствующие органы. Если же он получил на это разрешение городских властей, то оно должно где-то находиться в письменной форме. Волнистые символы плавно перетекают к нижней части камня, все указывает на то, что они есть и под землей; чтобы туда добраться, одной болгарки мало. Так что вариант язычества тоже силен.
В любом случае, чтобы поставить максимальное возможное количество точек над «i» требуются дополнительные исследования. А посмотреть на камень, да и вообще погулять по парку стоит, там очень красиво в любую пору года.
© problr.by