Прямым белорусом известного поэта и литературного критика Гийома Аполлинера не назовешь. При этом его происхождение исходит как раз-таки из Новогрудка, откуда его семья с польскими корнями переехала в Италию. Мы и ранее рассказывали вам об известных людях, родители которых происходят с белорусской земли. Этот материал посвящен такому же человеку, добившемуся признания на чужбине.
В Новогрудке у семьи Костровицких была родовая усадьба. Но рождение будущего критика и поэта пришлось на Италию. На свет он появился в Риме в 1880 году. Если быть точным и учесть полное наименование, которое было ему дано, то оно выглядит следующим образом – Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий. Именно такие сведения зафиксированы в Википедии. Однако впоследствии основным именем остался Гийом, по которому и стал известен автор. Да и с происхождением ребенка были вопросы – поскольку мать длительное время официально не признавала как его, так и брата Альберта. Вероятное отцовство припысывают Франческо Флюджи д’Аспермонту, итальянскому офицеру и аристократу. Но это не точно.
Детство Аполлинера пришлось на разные страны. Обучался в колледжах, расположенных в Ницце, Монако, Каннах. Несмотря на обучение то тут, то там, о получении высшего образования и диплома какого-либо университета ничего не известно. В 1899 году Аполлинер переехал вместо со своей матерью в Париж. Впоследствии в столице Франции не задержался и перебрался в Бельгию. Там он хорошо освоил местный фламандский – до такой степени, что это ему позволило сочинять стихи. Часть из рукописей сохранилась до сегодняшнего дня. Имя «Гийом» является псевдонимом – производным из двух имен будущего поэта.
Близость к творчеству была велика. В 1904 году Гийом стал учредителем журнала «Эпозов мир». С 1910-х он становится известным публицистом и редактором. Часто писал свои колонки о современном искусстве. Критиковал известных художников, писателей, поэтому и представителей иных направлений искусства. Кстати, был в дружеским отношениях с Пабло Пикассо и прочими именитыми мастерами. В 1917 году обратившиеся к Аполлинеру Кокто и Дягилев попросили его сочинить так называемый манифест искусства будущего «Новый дух», который распространялся вместе со скандально известным балетом «Парад» Эрика Сати. Именно тот, который был создан при тесном сотрудничестве с Пикассо «Русским балетом». Считается что эта работа на десятки лет опередила развитие французского, да и европейского искусства. Своими смелыми решениями, темами, постановкой. Критики отмечают, что работы Гийома Аполлинера оказывали значительное влияние на эстетику авангардизма того времени.
Считается известным представителем анархизма. Далеко не все знают, что и Гийом был серьезно замешен в попытке кражи Джоконды из Лувра в 1911 году. Оказывается, основным подозреваемым стал именно будущий критик. Поскольку Жери Пьере, с которым он проживал и был в любовной связи, совершил кражу. Аполлинер его некоторое время укрывал и отправил подальше от полиции в Марсель, а Пикассо с чемоданом, набитым ценностям из музея, перемещался по Парижу в попытке избавиться от краденного, сбросив все в Сену. Однако до этого не дошло; благодаря покровителям все было тайком возвращено, а в результате этой истории не пострадал ни Пикассо, ни Аполлинер.
Занимался Гийом Аполлинер и написанием прозы. Произведения характеризуются имморализмом и выверенностью – содержанием актуальных тем на злобу дня. В 1907 году написал роман «Одиннадцать тысяч палок», в 1914 году «Конец Вавилона». Но все же больше прославился именно как критик. Так, к примеру, в 1909-1914 годах выпустил издательскую серию «Мэтры любви», где посвящал свои работы и эссе, посвященные Пьетро Аретино, маркизу де Саду и многим другим. А в 1913 году выпустил небезызвестный каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки». В 1911, 1913, 1916, 1918 годах выпускал сборники стихов.
Ближе к концу 1910-х годов вокруг Аполлинера стал формироваться круг так называемых современных французских сюрреалистов. Кстати, считается, что этот термин ввел именно Гийом. В 1917 году была показана постановка «Сосцы Тиресия», которая провокационным способом отображала действительность и высмеивала аристофановые фарсы. Тремя годами ранее записался и ушел на фронт. В 1916 году был ранен в черен и перенес трепанацию. После этого остался жив, весной 1918 года даже женился на Эмме Луизе Кольб. Однако спустя полгода ослабший организм не выдержал против начавшегося в Европе испанского гриппа и вскоре умер.