Павел Сухой

В 2015 году праздновалось 120-летие со дня рождения одного из самых известных авиаконструкторов современности. В честь него названы и до сих пор продолжают выпускаться современнейший истребители «Су». Считается одним из основоположников советской сверхзвуковой и реактивной авиации. В связи с тем, что родился в Виленской губернии Российской империи в 1895 году, которая территориально ныне входит в Витебскую область Беларуси, его часто именуют местным земляков. Несмотря на то, что всю свою сознательную жизнь прожил и проработал на Советский Союз. Является доктором технических наук (звание получено всего за год до начала Великой Отечественной войны), лауреатом множества государственных премий и наград.

Павел Осипович сухой родился в семье простого сельского учителя. Лишь когда в 1900 году его отцу предложили переехать и обучать детей в одной из гомельских школ, семья приняла решение переехать. Отец с матерью являются исконными белорусами, которые жили и работали крестьянами в селе Глубокое Дисненского района. Способность к обучению юный Павел унаследовал от своего отца, незаурядные способности которого были замечены в раннем возрасте. Именно на его обучение в свое время были собраны немалые средства всеми односельчанами. Образование позволило впоследствии стать учителем. Домашняя библиотека постоянно пополнялась многочисленными книгами. В доме Сухих постоянно звучала музыка (в частности скрипка), любили петь песни. Образование, полученное Павлом в Гомельской мужской гимназии, а также многочисленные книги дома, во многом предопределили его страсть к знаниям. Недалеко от дома находился местный аэродром, с которого и началась любовь в авиации, на всю жизнь. Настоящей мечтой молодого человека являлось поступление в московское императорское высшее техническое училище. Только там в то время в Российской Империи изучалось воздухоплавание. Спустя некоторое время ему удалось успешно сдать вступительные испытания и осуществить задуманное.

В 1915 году Павел Сухой был призван в армию. После того, как в 1917 году фронт был расформирован, он на некоторое время или насовсем решил вернуться в Гомель. В БССР он провел два года, обучая детей математике в одной из школ в Лунинце. Там же ему было суждено встретить свою будущую жену – Софью Тенчинкую, которая работала учителем французского языка. Лишь в 1920 году, когда Совет народных комиссаров разрешил обучение в ВУЗах, Сухой принял решение завершить начатое высшее образование. Сначала поехал сам, а спустя некоторое время к нему приехала его жена. В то время как днем он учился, вечерами работал в конструкторском бюро Фомина, которое занималось конструированием дирижаблей. Именно там Сухой получил свои первые практические навыки, опробировал полученные знания. В 1924 году выпускник приступил к написанию дипломного проекта, а его научным руководителем был назначен Андрей Туполев (в честь которого названы гражданские самолеты «Ту»). Наставник смог увидеть в молодом инженере талант и способность проектировать летательные аппараты, поэтому сразу по окончании ВУЗа пригласил его к себе в конструкторское бюро. Там Сухой проработал до окончания Второй Мировой войны, когда было создано его собственное конструкторское бюро. В период вооруженного конфликта и накануне его Павел Сухой разработан несколько моделей истребителей: сперва И-4 и И-14, а затем Су-2 и Су-4.

Впоследствии им были разработаны и выпущены штурмовик Су-6, вдвое превышающий скорость звука истребитель Су-7, перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, а также многие другие самолеты боевого назначения. Занимал должности главного и генерального конструктора. С 1958 по 1974 год являлся депутатом Верховного Совета ССР. Вплоть до конца жизни продолжал принимать участие в разработках истребителей и бомбардировщиков новых поколений. Скончался в возрасте 80 лет в одном из подмосковных санаториев.