Василий Тяпинский

В период Великого Княжество Литовского лишь немногие деятели могли себе позволить заниматься книгопечатанием. Это было затратно и весьма затруднительно. Следовало не только быть образованным человеком, но и иметь множество связей и знакомств. Само собой, печать книг оказывалось дорогостоящим мероприятием. Во многом за старания, целеустремленность и отстаивание ценностей гуманисты и просветители того времени почитаются особым образом. Одним из таких писателей является Василий Тяпинский.

По неизвестной для современников причине до наших дней практически не сохранилось сведений о месте и дате рождения Тяпинского. Мало известно о его семье, месте учебы и уровне образования. Во многом поэтому вызывает некоторое удивление такое стремление стать не просто образованным человеком, сколько истинным просветителем культуры и религии. Приблизительным периодом появления на свет Василия Тяпинского считается 1530-е годы. Вероятно, окончил один из местных университетов в ВКЛ и затем отправился в зарубежную программу получения следующей ученой ступени.

Свои идеи Тяпинский во многом черпал в работах Франциска Скорины. С большим почтением относился к старобелорусскому языку. Собрав необходимую сумму средств, на собственные деньги организовал небольшую типографию. Одной из первых изданных книг стало Евангелие его собственного перевода с латыни. Издание вышло на двух языках: старобелорусском и церковнославянском. Для сохранения содержания и идентичности в процессе перевода Евангелие на старобелорусский язык Василий Тяпинский использовал работы Кирилла и Мефодия. В вводной части, которая без малого занимала 6 страниц, автор обозначил свое истинное отношение к родине, простому люду. Старался отмежеваться от светской знати и выразить почтение народу, а также своей стране.

К просветителю, писателю и первопечатнику Тяпинскому отношение современников было разным. Некоторым не нравилось его почитание простого народа, другим – его собственные взгляды, основанные на реформистских политических идеях. В этом плане его можно сравнить с приятелем Симоном Будным. Жизнь в целом, несмотря на противоречивые отношения, сложилась крайне насыщенной на события. Его вклад в развитие книгопечатания и сохранения традиций оказался значительным. В честь гуманиста в Минске установлен памятник (сидящим напротив своего друга Симона Будного). Точная причина и дата кончины неизвестна. По одной из приоритетных версий смерть наступила в 1599 году в результате покушения одного из двоюродных братьев.