Этот объект гражданской архитектуры начала XX в. На самом деле один из самых позабытых в Минске. У него есть прекрасный туристический потенциал, но башня не входит ни в один туристический маршрут. Более того, многие минчане даже не догадываются что это такое, хотя каждый день проезжают мимо нее по второму кольцу. По этой дороге вообще ежедневно передвигаются десятки тысяч машин. Вот уж действительно: хочешь что-то спрятать – оставь на самом видном месте. В данной статье постараемся исправить это.
Сейчас данная водонапорная башня заброшена и не используется, а во время возведения в 1912-14 гг. она обслуживала больницу железнодорожников, также сохранившуюся до наших дней и находящуюся сейчас через дорогу от башни. (Кстати, больница по-прежнему действует и по-прежнему относится к железной дороге.) Сооружение построено в стиле неоготики из кирпича и никогда не штукатурилось. Имеет три яруса восьмиграной формы. Первый ярус невысокий – основа башни, второй расчленен высокими арочными нишами, третий – глухой. При оформлении использовались ниши различной формы, пилястры, орнаментальные пояса. Некоторые детали имеют стилизованные формы средневекового оборонительного зодчества, типа окон-бойниц и др.
Съемка с квадрокоптера Дмитрий Алейник
Много лет водонапорная башня принадлежала белорусской железной дороге, в 1991 г. перешла в частные руки. Тогда выдвигалось много проектов по ее использованию: клуб, ресторан, творческая мастерская и пр., но пока она так и стоит, медленно разрушаясь под действием эрозийных процессов. Правда, в начале 2015 г. был озвучен проект по восстановлению башни с сохранением идентичной планировки и использования постройки в качестве кофейни с галереей начинающих белорусских художников. Но дальше планов дело что-то опять не пошло. Очень жаль, ведь мы можем потерять ее также как и ту, что стояла на углу Александровского сквера и была демонтирована в конце 1950-х гг. как не вписывающаяся в общую картину оформлявшегося проспекта.
© problr.by